Освещение автомобильных дорог: особенности, требования к светильникам и опорам
О дорожном освещении начинают задумываться ещё при проектировании транспортной инфраструктуры населённых пунктов и магистралей. Учитывают все особенности дороги, её интенсивность и количество опасных участков. Правильно организованное освещение в соответствии с такими стандартами, как ГОСТ, СНиП и СП, позволяет снизить количество дорожно-транспортных происшествий на 30-40%.
Давайте разбираться, какие же требования существуют и какие светильники применяют.
Нормативные документы, регламентирующие освещение дорог
Нормативы определяют характеристики светильников и оптимальный уровень освещенности для дорог общего пользования, пешеходных зон и магистралей. А также определяет методы расчёта освещённости для всех этих объектов.
При проектировании и установке системы освещения используют следующие нормативные документы:
- ГОСТ IEC 60598-2-3-2012
- ГОСТ Р 55706-2013
- ГОСТ Р 55844-2013
- ГОСТ Р 56239-2014
- ГОСТ 33176-2014
- ПНСТ 28-2015
- СП 52.13330.2016
- ГОСТ Р 58107.1-2018
Особенности освещения автомобильных дорог
При организации дорожного освещения большое внимание уделяется равномерному распределению светильников по площади. Это не только эстетический, но и стратегический шаг, позволяющий избавиться от чрезмерно тёмных и слишком ярких участков дороги.Также, в зависимости от классификации дороги используют разные световые приборы.
При проектировании освещения дорог общего пользования обязательно учитывают следующие ключевые моменты:
- Важно обеспечить равномерное распределение источников вдоль проезжей части. Обычно опоры ставят на расстоянии 30-40м. Такой подход сводит к минимуму вероятность появления темных зон на дороге
- Все светильники должны быть направлен на поверхность дороги. Не допускается, чтобы они светили куда-либо в сторону
- Мощность светового потока должна быть оптимальной. Он должен обеспечить видимость на дороге и позволять различать участников дорожного движения, при этом не слепить водителя автомобиля
- Все сужения, пересечения, примыкания, пешеходные переходы и другие опасные участки автодорог следует выделять более ярким светом
- В сельской местности, освещение устанавливают на границах участков с постройками и на расстоянии 100м от них
- Подсветку пешеходных переходов обязательно делают контрастной, используя дополнительные светодиоды. Любые неровности и дефекты дорожного покрытия должны хорошо просматриваться. Подсветка пешеходных переходов нормируется ГОСТ 55706-2013
Требования к подсветке дорог и горизонтальной освещенности
Все требования к освещению автодорог могут отличаться в зависимости от её типа. Это может быть улица в населённом пункте или автомагистраль.
Также, важным параметром является средняя горизонтальная освещенность. Измеряется она в люксах (лк), т.е. люменах на квадратный метр (лм/м²). Эта характеристика определяется для того, чтобы водитель мог видеть дефекты поверхности и различать приближающиеся автомобили. Горизонтальная освещенность также зависит от категории дороги. Среднее значение этого параметра приведено в таблице.
Категория объекта по освещению | Улицы, дороги и площади | Наибольшая интенсивность движения в двух направлениях, ед/ч | Средняя яркость покрытия, кд/м² | Средняя горизонтальная освещенность покрытия, лк |
---|---|---|---|---|
А |
магистральные дороги магистральные улицы улицы общегородского значения |
Св.3000 Св. 1000 до 3000 Св. от 500<1000 |
1,6 1,2 0,8 |
20 20 15 |
Б | магистральные улицы районного значения |
Св. 2000 Св. 1000 до 2000 От 500 < 1000 Менее 500 |
1,0 0,8 0,6 0,4 |
15 15 10 10 |
В | улицы и дороги местного значения |
500 и более Менее 500 |
0,4 0,3 |
6 4 |
Требования при подборе светильников
Подбор осветительных приборов должен проводиться с учётом рядам параметров, в соответствии с проектом освещения автодороги. Как правило обращают внимание на следующие моменты:
- Пыле-влагозащищенность класса не менее IP-65
- Защита от неблагоприятных погодных условий, в зависимости от региона
- Простота обслуживания приборов
- Длительный срок службы и низкий уровень энергопотребления
- Безопасность использования
По большей части подбор сводится к удовлетворению требований защищённости приборов, обеспечению комфортной видимости для участников дорожного движения, а также эстетической привлекательности светильников и опор.
Типы применяемых светильников и опор
Для освещения автодорог используют разные типы светильников, в зависимости от области, которую необходимо подсветить и климатических условий региона. Как правило используются следующие типы светильников:
- Консольные
- Промышленные
- Взрывозащищенные
- Мачтовые светильники и прожектора
- Парковые
- LED прожекторы
Выбор опор освещения зависит от классификации участка освещаемой дороги и места где её необходимо установить.
Опоры бывают силовыми и несиловыми. Отличаются они методом укладки кабеля. В силовых - по воздуху, в несиловых - под землёй.
Типы опор по поперечному сечению
- Трубчатые - самый универсальный и распространённый тип опор. Изготавливают из трубного проката. Могут сочетать трубы разного диаметра. Могут быть маркированы как: ОТ и СФ. Обычно ставят на дворовых дорогах, в парках, пешеходных тротуарах.
- Конические - отличаются конструкцией, в сечении имеют круг, уменьшающейся к вершине. Используют, в том числе, и для освещения дорог, часто бывают декоративными. Маркируются: ОКК, НПК, НФК.
- Гранёные - чаще всего бывают восьмигранные. За счёт своих граней являются самыми жёсткими. Устанавливают вдоль дорог и в спальных районах. Маркируют: НФГ, ОГК, НПГ, СФГ, СПГ.
Заключение
Выбор светильников и опор при организации дорожного освещения - требует пристального внимания и учёта ряда нормативных требований. Лучше всего этим требованиям отвечают светильники в светодиодном исполнении. Они справляются со своей работой на всех типах дорог и отличаются практичностью в использовании и экономичностью.